Статья "Активные мониторы, часть 3"

Автор: 
Владимир Сапрыкин
Дата первой публикации: 
дек 2013

Сравнение шести пар мониторов ценовой категории от 600$ до 800$.

Продолжаем серию сравнений активных мониторов, две предыдущие статьи из которой были опубликованы в июльском и октябрьском номерах МО за этот год. Третья группа мониторов, которую мы собрали, находится в ценовых пределах 600-800 долларов. В данном случае выборка оказалась очень интересной, поскольку в нее попали мониторы сразу шести производителей. Из них как минимум два бренда занимаются исключительно акустикой, и еще минимум два считают это направление для себя важным. Несмотря на то, что производственные мощности большинства компаний сосредоточены в Китае, сама география разработок довольно широка: Германия (ADAM, ESI), Италия (RCF), Канада (Yorkville), США (M-Audio), Япония (Yamaha).

Итак, в текущую группу попали следующие модели мониторов: Yamaha HS7, ESI uniK 05, Yorkville YSM6, M-Audio BX8 D2, ADAM F5, RCF Ayra 6 (второе название — Ayra Six).

Все представленные модели представляют собой двухполосные мониторы ближнего плана с корпусом фазоинверторного типа и отдельными усилителями для каждой полосы. Все они имеют традиционные конусные НЧ-динамики. Для ВЧ-излучателей использованы различные решения. Две модели имеют ленточные твитеры (ADAM, ESI), остальные четыре оснащены привычными шелковыми купольными диффузорами.

Из всех представленных моделей только M-Audio BX8 D2 упаковываются и поступают в продажу попарно, все остальные продаются поштучно. Однако розничные цены, как обычно, мы приводим в расчете за пару. В комплектацию всех мониторов входит руководство по эксплуатации с паспортными характеристиками, а также кабель питания.

Далее приведены некоторые отличительные особенности тестируемых мониторов. Основные технические спецификации для удобства сравнения представлены в таблице 1.

ESI uniK 05
Монитор завернут в синтетическое полотно, снизу и сверху охвачен пенопластовыми ложементами и в таком виде помещен в обычный картонный короб.

Корпус глубокий, со скруглениями на ребрах. Лаково-черная передняя панель имеет по бокам элегантные скосы, создающие иллюзию бочкообразности корпуса.

Диффузор низкочастотного динамика выполнен из кевлара, динамик имеет магнитную защиту. Под ним находится металлический шильдик с логотипом компании, а в пространстве между НЧ- и ВЧ-излучателями под защитной пленкой расположен голубой светодиодный индикатор питания. Ленточный твитер защищен решеткой с горизонтальными ребрами.

Горизонтальная щель фазоинвертора находится в верхней части задней панели. Ниже расположены комбинированный аудиовход, регулятор уровня с механизмом дозированного вращения, разъем питания с выключателем.

Мониторы включаются без щелчка. Потребляемая от сети мощность составляет 85 Вт. Рекомендуемая установка — только вертикальная.

Yamaha HS7
Монитор завернут в синтетическое полотно и вставлен в два пенопластовых ложемента, один из которых полностью охватывает переднюю панель, а второй — заднюю. Вся конструкция помещена в короб из глянцевого картона с картинками. Пользовательское руководство общее для трех моделей (HS5, HS7, HS8) и написано на девяти языках, включая русский.

Корпус монитора выполнен из MDF и имеет скругления на четырех боковых ребрах. НЧ-динамик сделан из привычного для этой серии ярко-белого композита, под ним расположен индикатор питания в виде подсвечиваемого логотипа фирмы. Купол высокочастотного излучателя нагружен на волновод и защищен стальной сеткой. Прямо напротив него на задней панели находится круглый порт фазоинвертора.

На задней панели также расположены разъем кабеля питания и выключатель, аудиовходы, плавный регулятор громкости с фиксацией в средней точке. Есть два переключателя для корректировки усиления разных частот. Один из них называется High Trim и управляет в небольших пределах мощностью ВЧ-усилителя, то есть изменяет уровень усиления частот выше 2 кГц. Он имеет три значения: -2 дБ, 0 дБ, +2 дБ. Второй переключатель называется Room Control и предназначен для компенсации избыточных отражений низких частот в помещении путем ослабления отдачи монитора на этих частотах. Он управляет шельфовым фильтром с частотой среза 500 Гц и тремя возможными уровнями: 0 дБ, -2 дБ, -4 дБ.

На задней панели довольно сильно выступают ребра радиатора охлаждения усилителя. В габаритных размерах мониторов приведена глубина с учетом этого выступа.

Мониторы включаются без щелчка. Паспортное потребление мощности от электросети составляет 55 Вт.

Поскольку пользовательское руководство для всей серии HS общее, то и спецификации в соответствующем разделе приведены тоже для всей серии. И вот тут интересно отметить, что графики АЧХ модели HS5, которая участвовала в предыдущем прослушивании, и модели HS7 имеют заметные отличия. Кривая HS5 имеет более выраженные неровности на средних частотах, а также сильный подъем на частотах около 1 кГц, — в общем, примерно то, что было отмечено при прослушивании и подтвердилось замерами.

На графике HS7 килогерцовый пик выражен слабее, и середина выглядит несколько ровнее, что дает надежду на более ровное звучание.

Yorkville YSM6
Монитор завернут в синтетическое полотно, снизу и сверху зажат охватывающими ложементами из вспененного полиэтилена, и в таком виде упакован в красивую коробку с напечатанными на ней фотографиями и некоторыми паспортными данными.

Корпус выполнен из MDF и покрыт черной мелко текстурированной эмалью. Лицевая панель имеет другое покрытие, гладкое, но матовое, и вообще выглядит очень строго. Боковые ребра скруглены, края передней панели тоже имеют небольшие скругления. В нижней части фасада находится довольно крупный горизонтальный вырез фазоинвертора с пирамидально скошенными боковыми гранями. И вся лицевая панель имеет по бокам легкие непараллельные скосы, из-за которых кажется, что мониторы имеют форму усеченной пирамиды.

Под НЧ-динамиком находится круглая кнопка включения питания с подсвечиваемым логотипом фирмы. ВЧ-излучатель нагружен на волновод, механической защиты диффузора не имеет.

На нижней плоскости мониторов приклеены прямоугольные демпфирующие коврики из пенорезины.

На задней панели расположены: гнездо для кабеля питания с переключателем рабочего напряжения, комбинированный разъем аудиовхода, регулятор уровня с механизмом дозированного вращения, переключатели LF Presets и HF Presets. Последние предназначены для коррекции влияния акустики помещения и позволяют в незначительных пределах изменять относительные уровни усиления НЧ- и ВЧ-усилителей. Переключатели имеют почти одинаковые диапазоны работы. HF Presets работает в диапазоне от -2 дБ до +1 дБ с шагом в единицу. LF Presets также имеет четыре значения, начиная с -2 дБ, но самое верхнее составляет не +1, а +1,5 дБ.

Характерной чертой мониторов Yorkville является большая разница между мощностью низкочастотного и высокочастотного усилителей, более чем вдвое (точнее, в 2,7 раза). Это довольно редкий случай, поскольку большинство моделей имеют соотношение мощностей в диапазоне от 1 до 2. Соответственно, расчет частотного баланса в данном случае должен быть очень скрупулезным.

Возможно, на фабрике что-то перепутали при отгрузке, и к нам по ошибке прислали партию мониторов, предназначенную для североамериканского рынка. В комплекте поставки неожиданно оказались не европейские, а американские кабели питания, с плоскими, узко расположенными зубьями вилки, что с нашими розетками никак не совместимо без специального переходника. И переключатель напряжения питания на задней панели был выставлен на значение 115 В, принятое в США и Канаде. Так что кабель пришлось поменять на европейский, а селектор переключить в позицию 230 В.

При смене питающего напряжения рекомендуется также заменить плавкий предохранитель другим, с вдвое меньшим токовым номиналом. В отдельном гнезде съемной обоймы с предохранителем даже есть один запасной, но он имеет тот же номинал, что и рабочий. Эксплуатация оборудования с нерасчетным номиналом предохранителя не приветствуется, однако поскольку на практике я нагружал усилитель не более, чем в половину мощности, перегрузка была принципиально исключена.

Мониторы включаются бесшумно. Несмотря на канадскую "прописку" компании со всеми ее разработчиками, производство расположено в Китае.

M-Audio BX8 D2
Мониторы упакованы в полиэтиленовую пленку, затем парно установлены в общий пенопластовый ложемент, и таким же зафиксированы сверху. Вся эта конструкция уложена в красочный картонный короб, который, в свою очередь помещен в коробку из обычного желтоватого картона. Несмотря на довольно большую массу (24,5 кг), короб не имеет прорезей или иных приспособлений для рук.

Корпус мониторов черного цвета выполнен из MDF, ламинированного виниловой пленкой. Боковые и передние ребра имеют скругления, вершины лицевой панели тоже скруглены.

Передняя панель выполнена в фирменном стиле, с вертикальной вставкой, охватывающей зоны обоих излучателей. Поверхность НЧ-динамика имеет уже знакомое по младшей модели тиснение, предназначенное для придания кевлару дополнительной жесткости и большей равномерности колебаний. Крепежное кольцо ВЧ-излучателя скрыто под панелью, и визуально купол выходит непосредственно в волновод, отформованный во вставке передней панели. Индикатор питания в виде голубого светодиода светит через маленькое отверстие, расположенное между излучателями.

На задней панели находится разъем кабеля питания, выключатель питания, раздельные разъемы аудиовходов и регулятор громкости, выполненный на обычном потенциометре с плавным ходом. Никаких дополнительных элементов контроля не предусмотрено.

В комплект поставки входят прямоугольные коврики из вспененной резины, которые нужно наклеить на нижнюю плоскость мониторов перед установкой.

Может быть, это не очень важно, но все же отмечу, что с паспортными данными немного перемудрили. В пользовательском руководстве (и в таблице 1 данного текста) указан частотный диапазон от 40 Гц до 22 кГц, а на задней панели корпуса проштамповано 30 Гц — 24 кГц. Может, конечно, оба диапазона соответствуют действительности при разной неравномерности характеристики, однако никаких дополнительных пояснений к этим значениям я не нашел. Лично меня такие мелочи обычно настораживают. Все-таки известный бренд, и вдруг такие вольности. И настораживают как раз не сами разночтения, а то, что может за этим скрываться на практике. Вдруг это какая-то подделка?

Кстати, с габаритными размерами тоже вышла нестыковка. То, что написано в комплектной документации, не соответствует реальности. Не очень сильно, но все-таки не соответствует. Корпус я промерил лично, и в таблицу поместил реальные данные.

Включаются мониторы практически бесшумно.

ADAM F5
Мониторы упакованы в мягкий синтетический материал, затем в пленку, и уложены в красивую коробку с картинками. В качестве ложемента внизу короба используются пять опорных точек из вспененного полиэтилена: четыре уголка и центр (они приклеены к днищу коробки). Сверху монитор накрывается примерно такой же склеенной картонно-пластиковой конструкцией с небольшой нишей, в которой лежит кабель питания.

Корпус монитора выполнен из ламинированного MDF черного цвета, углы и грани не имеют скруглений. Только на передней панели есть плавные боковые скосы, создающие иллюзию бочкообразной формы корпуса.

Диффузор низкочастотного динамика выполнен из целлюлозно-стекловолоконного композита. В спецификациях можно найти упоминание о том, что состав композита подбирался исходя из строгих требований к механической жесткости излучателя. Поскольку частота раздела кроссовера в данной модели достаточно высока, именно повышенная жесткость материала позволяет сохранить неискаженное воспроизведение средних частот.

Глубиной и формой тиснения поверхности конус НЧ-динамика напоминает таковой в модели Yorkville YSM6. Под ним находятся светодиодные индикаторы активного (зеленый) и пассивного (красный) режимов. Еще ниже горизонтально расположен овальный порт фазоинвертора.

ВЧ-динамик сконструирован по известной технологии "акустического трансформатора" (AMT), впервые предложенной Оскаром Хейлом. После некоторых собственных доработок инженеры ADAM назвали ее Accelerating Ribbon Technology или, сокращенно, ART. Но по сути это тот же ленточный излучатель, в котором скорость выталкиваемого воздуха относится к скорости перемещения мембраны в соотношении 4:1. Поскольку такая конструкция начинает эффективно работать лишь на верхних частотах, частота раздела кроссовера выбрана довольно высокой, а именно 2,9 кГц. Для текущей группы мониторов это абсолютный максимум.

На тыловой панели находится разъем для кабеля питания, выключатель питания и селектор напряжения, комбинированный разъем XLR/джек и обычный RCA, а также регулятор уровня усиления (потенциометр с фиксацией в средней точке, ~ 0 дБ). Есть и дополнительные контрольные элементы. Во-первых, это два шельфовых фильтра с фиксированными частотами и плавно регулируемой глубиной подъема и спада. НЧ-фильтр имеет частоту среза 300 Гц (до +/-6 дБ при замере на частоте 100 Гц), ВЧ-фильтр имеет частоту среза 5 кГц (уровень подъема/спада до +/-6 дБ при измерении на частоте 20 кГц). Во-вторых, имеется отключаемый пропускающий фильтр высоких частот (80 Гц). Он предназначен для использования мониторов совместно с субвуфером ADAM SubF.

ADAM F5 — это одна из немногих моделей мониторов с равной мощностью НЧ- и ВЧ-усилителей. Мониторы не имеют магнитной защиты. Электронная схема содержит детектор входного сигнала (Standby Detector), который автоматически отключает усилители после 20-минутного простоя. В этом режиме на панели светится красный светодиод. При обнаружении сигнала, превышающего пороговый уровень (30 мВ), питание усилителей автоматически восстанавливается, и звук плавно "выплывает" в течение примерно одной секунды. При этом переключаются индикаторы: красный гаснет, и зажигается зеленый.

Стандартная установка вертикальная, однако производитель разрешает и горизонтальное размещение, высокочастотными динамиками наружу, предупреждая о том, чтобы акустическая ось твитеров находилась на линии ушей, не выше и не ниже. Предупреждение не лишнее, поскольку угол раскрытия довольно мал, и при значительном смещении будет проявляться эффект внеосевого окрашивания звука.

Мониторы включаются абсолютно бесшумно. Сборочное производство расположено в Китае.

RCF Ayra 6
Монитор упакован в полиэтиленовую пленку, снизу и сверху зажат охватывающими ложементами из пенополиэтилена, и в таком виде помещен в так называемую "розничную" упаковку из глянцевого картона с картинками и текстом. Эта коробка, в свою очередь, вставлена в обычный невзрачный картонный короб с минимумом надписей.

Мониторы имеют гладкий полуматовый корпус, скругленные боковые ребра. Передняя панель имеет сложную форму с закругленными скосами, диффузоры окружены глянцево-черной окантовкой. Внизу лицевой панели расположена горизонтальная щель фазоинвертора, над ней, несколько сбоку от вертикальной оси, находится логотип фирмы, подсвечиваемый при включении питания.

НЧ-диффузор длинноходный, желтоватого "стекловолоконного" цвета. ВЧ-купол черный, нагружен на волновод, составленный последовательно из гладкой окантовки и отформованного участка лицевой панели. Согласно спецификации, угол раскрытия по горизонтали и вертикали составляет 110 градусов. Причем, величина одинакова для НЧ- и для ВЧ-излучателя, и это один из лучших показателей в отрасли.

На задней панели расположен разъем кабеля питания с выключателем, селектор напряжения, аудиовходы, потенциометр громкости с плавным ходом и без фиксации средней точки, переключатель относительной мощности ВЧ-усилителя. Для последнего доступны четыре позиции, от -2 дБ до +1 дБ, с шагом в единицу.

Мониторы включаются без щелчка. Паспортное потребление электроэнергии — до 150 Вт.

О тестировании
Как и ранее, основную часть работы составило прослушивание. Материалом для прослушивания служили готовые, проверенные в деле музыкальные записи, снятые с фирменных компакт-дисков, отечественных и зарубежных. Использовались следующие источники: Peter Gabriel (альбом "So", ремастеринговый), Dire Straits ("Love Over Gold"), Yello ("Houdini"), Astrix (сборник "Future Music"), Cesaria Evora (сборник "The Best of…"), Mike Oldfield ("The Songs of Distant Earth"), Faithless ("Outrospective"), Гунеш (сборник, переиздание Boheme Music от 1999 г.). Кроме вышеперечисленного использовались различные записи джазовой, фортепианной и симфонической музыки, а также специальные тестовые треки с ударными и перкуссионными инструментами. Таким образом, были учтены практически все возможные музыкальные направления, все характерные частотные области, отслушаны звуки с мягкой и жесткой атакой и соответствующими им переходными процессами. В общем, примерно все то же самое, что использовалось для предыдущего тестирования.

Повторю также, что для большей объективности оценка работы мониторов проводилась "при прочих равных условиях". Если в данной группе сравниваемых моделей выявляется явный победитель по качеству звучания, то объективность такой оценки действует лишь в пределах данной группы, не распространяясь на мониторы со стороны.

В процессе проигрывания музыкального трека звук воспроизводился поочередно разными мониторами, предварительно настроенными на одинаковую громкость. Переключение осуществлялось мгновенно, что позволяло четко схватывать разницу в окраске звука. В роли коммутатора использовался пассивный стереофонический переключатель ARX Q Switch, мониторы подключались к его выходам одинаковыми метровыми несимметричными кабелями Yorkville.

Непосредственно сравнивались, как правило, две пары мониторов. Голова слушателя составляла с мониторами примерно равносторонний треугольник с длиной стороны около метра. Установка мониторов по отношению к стенам, полу и потолку — наклонная. Сам акустический кабинет находится к слушателю ближе, чем к стенам, за спиной слушателя находилась механическая конструкция, дробящая и частично поглощающая звук.

Итоги прослушивания каждой пары мониторов для удобства восприятия выделены в тексте отдельными подзаголовками.

Yamaha HS7 и ESI uniK 05
При "пристрелочном" прослушивании нескольких разножанровых треков я получил достаточно схожие впечатления. Обе модели звучали ярко и экспрессивно. Тем не менее, в ESI uniK 05 было немного меньше низа, чем в Yamaha HS7, и, как мне показалось, чуть больше верхов и верхней середины. Соответственно, в момент переключения звука между мониторами создается ощущение, что мониторы ESI более резкие, а Yamaha — более основательные и немножко гулкие. Однако в целом обе пары давали яркий и несколько утомительный звук.

При предметном прослушивании выяснилось, что ESI uniK 05 успешно подчеркивают в голосе шипящие и свистящие звуки ("ч", "с", "щ"), особенно когда они не замаскированы инструментальным сопровождением. Например, Cesaria Evora вполне отчетливо пришепетывала практически в каждой песне, чего быть никак не должно. Yamaha HS7 воспроизводила вокал этой певицы с несколько меньшей экспрессией, однако некоторая излишняя напористость все же имела место.

В спокойной джазовой композиции (бас, ударные, гитара, легкое "отдаленное" фортепиано и женский вокал) голос в ESI uniK 05 тоже имел несколько большую подчеркнутость по верхам, чем в Yamaha HS7. Однако явного шипения в данном случае не наблюдалось, видимо, в силу другой манеры исполнения вокалистки, иного тембра голоса, да и другой фонетики языка. И в целом микс казался относительно сбалансированным.

А вот Peter Gabriel в своей композиции "Sledge Hummer" в обеих моделях мониторов держался одинаково агрессивно, и расслышать разницу в выкриках "sledge" было практически невозможно.

Джазовая гитара в целом мне больше понравилась в Yamaha HS7, поскольку в этих мониторах она имеет более внятное "тело". В ESI uniK 05 ее звук казался не таким богатым, более сухим.

Фортепиано в исполнении Yamaha HS7 также показалось чуть более интересным. В принципе, обе модели мониторов отчетливо воспроизводят любые пассажи, одиночный инструмент в них читаемый, и так далее. Но Yamaha HS7, как и в случае с гитарой, немного лучше показывает "тело" фортепиано, объемную фактуру звука. ESI uniK 05 дают более схематичную картину.

Возможно, именно из-за разницы в проработке отдельных частотных областей, при прослушивании спокойной музыки, в частности, джазовой или фортепианной, в Yamaha HS7 пространство условной сцены субъективно казалось несколько более объемным, чем в ESI uniK 05. Однако однозначно это утверждать я бы не стал.

На жесткой электронной музыке разница между мониторами малозаметна, и прослушивание довольно быстро утомляет. Можно лишь отметить, что в Yamaha HS7 несколько лучше выражены низкие частоты, что принципиально важно для такого материала, но все же недостаточно для получения полноценной звуковой картины.

Yamaha HS7 и Yorkville YSM6
Несмотря на одинаковый размер низкочастотного излучателя в этих двух моделях, мониторы Yorkville YSM6 более крупные и красивые. Причем, как оказалось, красивы не только внешне. Если выразить разницу в звучании наиболее обще, то Yorkville YSM6 — мощные, с глубоким басом, разборчивыми верхами и комфортной мягкой серединой. На их фоне Yamaha HS7 кажутся назойливыми, иногда кричащими, и бас у них слабее. Например, щеточная ударная установка в джазовой композиции в HS7 звучит подчеркнуто шипяще, выползая вслед за вокалисткой на первый план, в то время как в YSM6 те же самые щетки аккуратно шуршат на заднем плане. Однако мягкий кантиленный женский вокал в HS7 воспроизводится, пожалуй, не хуже. Он становится просто более открытым.

В песне "How, How" (Yello) один и тот же голос вокалиста воспроизводится совершенно по-разному. В Yorkville YSM6 это сочный глубокий баритон, а в Yamaha HS7 исполнитель как будто делает объявление по громкой связи: громко и разборчиво, но неглубоко, без оттенков. Удары большого барабана из Yorkville YSM6 приятно толкают в грудь (при этом, кстати, еще и ветер дует из фазоинверторов, хоть пристегивайся к креслу). В Yamaha HS7 такого резонанса нет, там ударные звучат легче. А "тот самый" саксофон в Yorkville YSM6 имеет более глубокий тембр, с хорошей опорой снизу, и звучит близко, как и было задумано при записи. По версии Yamaha, саксофон как бы задвигается на задний план, поскольку его активно маскируют иные резкие звуки, такие как клэпы, или "железо" ударной установки.

Вообще, такое несанкционированное пространственное перемещение можно наблюдать практически на любых звуках, если они попадают в соответствующую частотную область. Например, легкую металлическую перкуссию в композиции "Mercy Street" (Peter Gabriel) Yorkville YSM6 показывает элегантно, на втором плане. Yamaha HS7 эту же перкуссию вытаскивает ближе и ошибочно ставит рядом с вокалистом, как бы подчеркивая ее значимость.

Насчет басов есть такое замечание. Yamaha дает приемлемое его количество, причем бас вполне себе четкий, с заметным гармоническим наполнением. Скажем, хороший щипок бас-гитары прорабатывается ярко, со всеми положенными среднечастотными составляющими, даже с некоторым акцентом на них. Басы в Yorkville получаются более густыми и низкими, но, в сравнении с Yamaha HS7, они кажутся как бы слегка глуховатыми. То есть, это в чистом виде "низ", без широкой спектральной развертки. Тем не менее, в составе обычной аранжировки бас глухим не кажется, а напротив, хорошо держит микс.

Фортепиано без сопровождения в Yamaha HS7 звучит легко, полетно, и я хорошо слышу все нюансы исполнения, хотя и с некоторой дополнительной яркостью, обычному инструменту не свойственной. По сравнению с этим в Yorkville YSM6 звук инструмента получается глуховатым, более закрытым. Возможно, здесь оказывает определенное влияние выбор частоты кроссовера. Сравнивая фортепиано в этих двух моделях мониторов, я даже подумал, что ни тот ни другой вариант не могу считать полностью удовлетворительным, а "золотая середина" должна находиться именно где-то посередине.

Если обобщить, то картинка получается такая. Yorkville кажутся более ровными и спокойными, однако им немного не хватает верхних частот. Мониторы Yamaha более неравномерны, возможно, с небольшим избытком средних частот.

Yamaha HS7 и M-Audio BX8 D2
Вот тут я уже начал получать явное удовольствие. Первое впечатление таково: мониторы M-Audio дают ровную и четкую картину снизу доверху, Yamaha же в сравнении с ними звучит так, как если бы мониторы накрыть медным тазом. Ну, может, не медным, однако в любом случае проявляется некая рупорность звука, примерно как на демонстрациях, когда кричат в мегафон.

Вот этот "рупорный" горб в данном сравнении преследовал мониторы Yamaha HS7 на протяжении всего прослушивания. Можно даже не расписывать пожанровые особенности, потому что практически везде одно и то же. Peter Gabriel по версии Yamaha HS7 звучит очень агрессивно и жестко, Cesaria Evora поет сипящим голосом, а в гитарах звенят струны, будто с чрезмерно накрученной параметрикой на середине. Тарелки в ударной установке режут слух. Некоторый лишний звон проявляется практически везде, кроме, может быть, спокойного акустического джаза и очень мягкого вокала, — там ему сложно проявиться, звук просто немного приоткрывается, и все.

В M-Audio BX8 D2 все партии волшебным образом встают на свои места. Бас выпуклый и упругий, верхи отчетливые, середина ровная. Жесткая электроника (Astrix) звучит ровно и насыщенно: от ударных с басом содрогается пространство (даже уходя в соседнее помещение, я мог наслаждаться этими ударами), середина и верхи ровные, проработанные и неназойливые. Фортепиано исключительно живое и ровное. При прослушивании необычных акустических конструкций в исполнении Yello я тоже получал большое удовольствие. Потому что барабаны были "правильными", бас хлестким, а саксофоны — живыми.

Таким образом, в данном сравнении преимущество M-Audio BX8 D2 было неоспоримым и однозначным.

Yamaha HS7 и ADAM F5
ADAM F5 сразу же произвели впечатление очень ровных и комфортных мониторов. Басов достаточно, середина округлая и аккуратная, верхи насыщенные и четкие, с великолепной передачей деталей. В общем, ничто не зудит, не проваливается и не выпирает, есть ощущение репрезентативности картинки.

При сравнении с Yamaha HS7 наиболее отчетливо ухватывается разница в воспроизведении середины и низких частот. Низ в ADAM F5 очень глубокий и упругий. Yamaha имеет меньше опоры снизу, и ее бас имеет яркую гармоническую структуру. Эта особенность в принципе позволяет ему (басу) достаточно уверенно держаться в миксе, хотя выручает далеко не всегда.

Средние частоты тоже воспроизводятся по-разному. ADAM дает приятную на слух, очень ровную, возможно, аккуратно выпуклую середину, в которой отчетливо прослеживаются любые мелкие детали. Середина в Yamaha HS7 — неровная, с некоторым коробчатым оттенком. Скажем, хоры заднего плана в композициях Майка Олдфилда, отчетливо живые на ADAM F5, при переключении в Yamaha HS7 приобретают заметный синтетический оттенок, как при неравномерном фильтровании. Многие из композиций альбома "So" (Peter Gabriel), имеющие очень сложную и многоплановую середину, также ведут себя по-разному. Собственно, свести их в мониторах, аналогичных Yamaha HS7, было бы невозможно, поскольку материал смазывается. Например, в композиции "Mercy Street" на бэк-вокал в некоторых местах наслаиваются плотные синтезаторные звуки, — так вот, здесь они буквально вываливаются на первый план, как вскипевшая манная каша, и залепляют собой голос. Кроме того, все эти странные движения в середине еще и маскируют собой верхние частоты, а ведь там держит ритм металлическая перкуссия, там "воздух". В результате и перкуссия местами как будто проваливается, да и общее ощущение от прослушивания не самое лучшее.

В то же время ADAM F5 такие сложные моменты держит уверенно. Один из них — фраза "Dreaming of Mercy Street…" в композиции "Mercy Street", о которой, собственно, и шла речь выше. В это фразе есть сразу все: и сам Питер Гэбриэл, и подпевка, и подключающийся густой подклад (не считая прочих инструментов). Однако синтезатор в данном случае остается на заднем плане и "не отсвечивает", бэк-вокал работает чуть ближе, а вокалист, соответственно, поет на первом плане. Все партии прослушиваются раздельно. При этом верхи остаются прозрачными и разборчивыми.

Еще один сложный для воспроизведения пример — композиция "Evergreen" (Faithless). Очень плотная бочка, очень хлесткий рабочий барабан, "сипящий" бэк-вокал, синтезаторы в ассортименте, акустическая гитара, местами шумовая перкуссия. И, конечно, вокал Dido.

Про ADAM F5 могу сказать кратко: справился на отлично. Передача транзиентов великолепна! Бочка — плотнейшая и точная, малый барабан — отчетливый, как щелчок хлыста над ухом. Плотный и вязкий, но остающийся на своем месте и не затмевающий окружение стрингс, шумная, но тоже на своем месте перкуссия. При этом голос вокалистки остается проработанным, а гитара — аккуратной, воздушной. Пространственная картина при воспроизведении очень отчетливая, сцена имеет хорошую проработку вглубь и вширь, и, несмотря на специфическую аранжировку, в миксе отчетливо чувствуется "воздух".

Yamaha HS7 на этом примере провалилась. Потому что, во-первых, неожиданно подрастеряла бочку и рабочий барабан. Куда девалась их хлесткость? Звук стал валким, удары сырыми, мягкими, просевшими. Гитара немного замкнулась, потеряв полетность. В кульминационные моменты, когда начинается крещендо на синтезаторах, пошла подпевка и фоновые шумы, звук будто сваливается в одну вязкую тесную кучу. Пространства почти не слышно, сцена не то чтобы плоская, а именно кучная.

Про жесткую электронную танцевальную музыку в исполнении мониторов Yamaha HS7 я уже писал ранее: у них это получается с трудом. В то же время ADAM F5 все это дело отлично разрулил, по полной программе. В таких случаях обычно говорят, что музыка "качает". Все есть, и все на своих местах, поэтому подробности опущу.

Как и следовало ожидать, при прослушивании сольного фортепиано, гитары, легкой акустической музыки, мягкого вокала, Yamaha HS7 вновь показали себя сравнительно неплохо. И, тем не менее, даже на этих щадящих примерах середина в ADAM F5 звучит ровнее, а верх — более открыт и прозрачен. Конкретно на примере фортепиано можно заметить, что чем экспрессивней игра, тем больше затруднений испытывают мониторы Yamaha HS7. Например, в "Сюите №2 для двух фортепиано" С. В. Рахманинова можно найти очень разноплановые моменты, от элегически мягких ходов в пиано, до насыщенного, стремительного жонглирования аккордами в фортиссимо. В первом случае разница в воспроизведении разными мониторами некритична, а во втором, с плотным и густым звуком, уже хорошо ощутима.

Yamaha HS7 и RCF Ayra 6
По результатам прослушивания RCF Ayra 6 проявили себя как мониторы с ровным комфортным звуком. Поскольку Yamaha HS7 уже показали неравномерную характеристику, то и результат сравнения оказался предсказуем, и тут можно не повторяться. В RCF Ayra Six лучше бас, аккуратная и хорошо читаемая середина, прозрачный верх. Высокие частоты в Yamaha HS7, возможно, воспринимались бы лучше, если бы им не мешала маскирующая неровная середина.

Таким образом, в контроле полного микса Yamaha HS7 явно проиграла соревнование всем прочим моделям, кроме, возможно, ESI uniK 05, с которой они оказались близки. Однако возможности этой модели могут пригодиться для отдельных несложных задач, таких, например, как мониторинг голоса или соло на фортепиано. Ну и, пожалуй, для специфического контроля "плотности упаковки" средних частот, при использовании в паре с проверенными ровными мониторами. Если на Yamaha HS7 в звуке начинает теряться разборчивость, то это означает, что середину уплотнять уже некуда, иначе некоторая часть потребительских устройств воспроизведения тоже наверняка не донесет до слушателя самые важные музыкальные моменты.

ESI uniK 05 и RCF Ayra 6
Вообще-то, поскольку в каждой тестовой сессии я старался провести сравнение более чем двух пар мониторов, чтобы слух не "замылился", то место ESI uniK 05 в табели о рангах определилось довольно быстро, хотя поначалу и опосредованно. Проводить полный цикл сравнений мне показалось излишним, но чтобы все-таки оградить себя от фантазий, я провел еще два прослушивания этих мониторов.

Поскольку RCF Ayra 6 на слух воспринимается как хорошо сбалансированная система, то я возьму ее за точку отсчета и просто укажу наиболее заметные отличия в поведении ESI uniK 05. Недостаточный бас пусть и заметен, но уже во вторую очередь. А вот на первый план выступает чрезмерно пробивающаяся вперед верхняя середина. В целом любая плотная композиция получается шумной. Например, после прослушивания "Red Rain" (Peter Gabriel) никаких эмоций, кроме усталости не ощущаешь. Все, что попадает в сверхусиленный частотный диапазон, буквально выбрасывается из диффузоров и вцепляется в уши. В частности, с электрогитарами сложновато. В композиции "Private Investigations" (Dire Straits) ближе к финалу есть несколько мощных гитарных аккордов. Они и на ровной акустике звучат довольно резко, а в ESI uniK 05 слушать их и вовсе невозможно.

Впрочем, в этих мониторах можно найти и положительные моменты. Например, высшие частоты воспроизводятся весьма неплохо, насколько это вообще можно понять в условиях сильной маскировки. И, что важно, в середине не наблюдается бумканья. При всей своей резкости она выражена очень чисто. Например, тот малый барабан у Faithless, который пытался затеряться в Yamaha HS7, здесь был слышен очень отчетливо.

Вообще, инженеры ESI, видимо, тяготеют к идее препарирования звука. Если вы желаете изучить "под микроскопом" по отдельности голос или, например, гитару, то такая возможность у вас есть. Спокойные воздушные композиции с малым количеством инструментов мониторятся весьма отчетливо, и даже почти без нареканий. Например, спокойный джаз без медных инструментов. Низов только маловато, а в остальном неплохо. А вот с фортепиано у этих мониторов отношения не сложились. Инструмент в них имеет искусственное облегченно-яркое звучание, напоминающее, в частности, ранние ROM-синтезаторы с малым объемом памяти.

ESI uniK 05 и M-Audio BX8 D2
Это прослушивание было уже просто контрольным, чтобы убедиться в правильности сформировавшихся выводов.

В целом, сравнительная картина получилась близкой к предыдущей, так как M-Audio тоже имеют довольно ровное звучание, да еще и с отличным басом. Соответственно, на их фоне ESI uniK 05 демонстрируют те же самые ярко слышимые особенности, и ничего нового. Последующие прослушивания я счел нецелесообразными, и потому из дальнейших сравнений эти мониторы были исключены.

M-Audio BX8 D2 и Yorkville YSM6
Спарринг этих двух моделей оказался более интересным и познавательным. Прежде всего, напомню, что мониторы имеют очень близкие габариты, но НЧ-динамик в M-Audio больше и обслуживается более мощным усилителем. И было очень неожиданным услышать даже более мощный и выраженный бас, исходящий из 6,5-дюймовых динамиков Yorkville YSM6. Притом, что, согласно спецификациям, нижняя граница воспроизводимых частот в этой модели несколько выше таковой у M-Audio. Но здесь дело даже не в граничной частоте. Бас в Yorkville YSM6 воспринимается не то чтобы более низким, а именно мощным и толкающим.

Чтобы лучше понять разницу в воспроизведении самых низких частот, я провел отдельное прослушивание. Тестовый материал — короткая басовая фраза, записанная с выхода аналогового синтезатора. Звуки очень плотные и низкие, в диапазоне примерно от 40 до 80 Гц. При прослушивании мне показалось, что несколько более низкий звук все-таки издают динамики M-Audio BX8 D2, как и должны согласно спецификации. Что касается Yorkville YSM6, то их бас непонятным образом остается даже чуть более плотным, хотя низкочастотные диффузоры при этом немного "заводятся". Если BX8 D2 звучат просто очень упруго, то YSM6 отчетливо воспроизводят еще и небольшое дребезжание, своеобразное "пфрр-пфрр". Это фырканье почти полностью убирается поворотом селектора LF Presets в позицию -2 дБ. И если оставить его в этом положении, то своеобразный "панч" динамиков как бы нивелируется, и по силе удара они становятся сопоставимыми с BX8 D2.

Что касается общих результатов, то ощущается, что Yorkville YSM6 имеет несколько ослабленную высокочастотную область. При этом середина кажется аккуратно выпуклой, отчего звучание приобретает своеобразный интимный оттенок. В то же время слышимых деформаций звука нет, он именно слегка приглушенный, но достаточно ровный. В сравнении с YSM6 мониторы M-Audio BX8 D2 кажутся, соответственно, более яркими и открытыми. Дополнительный подъем усиления высоких частот в YSM6 (HF Presets) немного скрадывает эту разницу, но принципиально картины не меняет.

Например, мужской баритон в исполнении M-Audio BX8 D2 кажется более обертонально насыщенным. А вот Cesaria Evora более комфортно слушается именно в Yorkville YSM6. Ее голос кажется глубже и одновременно избавляется от некоторых резких обертонов, присутствующих в записи.

Звучание фортепиано тоже оказывается разным. В Yorkville YSM6 оно более округлое, но менее полетное. В то же время никакой бубнежки не возникает, все очень чисто. BX8 D2 дают просто ровную картину, здесь ничего исправлять не хочется.

Кстати, акустическая гитара в Yorkville YSM6 звучит очень задушевно, естественно, и при этом достаточно разборчиво. А вот щеточная ударная установка приобретает некоторую "пушистость", и звучит чуть мягче, чем следует.

Композиции с равномерно заполненным спектром кажутся более "правильными" в исполнении M-Audio BX8 D2. Мониторы Yorkville YSM6 дают при сравнении несколько более гулкий, и при этом спокойный звук. Но если высокочастотная область микса очень насыщена, то эта спокойность в воспроизведении высших частот оказывается кстати. Прослушивать материал довольно комфортно, читаемость деталей остается неплохой для общего контроля, хотя общий тональный баланс в этих мониторах, вероятно, будет оценен не вполне точно. Впрочем, следует повторить: даже при относительной нехватке высоких частот звучание YSM6 воспринимается на слух как достаточно ровное и правдивое.

Кстати, старые записи группы Гунеш, в которых наиболее активная часть спектра заканчивается на уровне примерно 4-5 кГц, в этой паре моделей звучат очень схоже.

Таким образом, если в целом мониторы M-Audio BX8 D2 можно считать универсальным вариантом, то Yorkville YSM6 оказываются хорошим выбором для записи акустической музыки, где важны хороший бас и ровная мягкая середина. В этом случае имеющегося уровня воспроизведения высоких частот может оказаться достаточно для точной оценки баланса.

M-Audio BX8 D2 и RCF Ayra 6
И вновь мониторы этих фирм идут практически на равных. Повторяется та же история, что отмечалась при сравнении соответствующих пятидюймовых моделей из этих линеек.

В целом обе пары мониторов звучат очень схоже. И очень хорошо. Даже по глубине и мощности баса они практически неотличимы, несмотря на разницу в размерах низкочастотных динамиков.

При более детальном прослушивании этой пары у меня сложилось такое впечатление. RCF Ayra 6 — более ровные, практически линейные. M-Audio BX8 D2 имеют немного больше высших частот, и аккуратно приподнятую округлую нижнюю середину. Соответственно, звучащие в них голоса и инструменты кажутся чуть-чуть ближе, чем в Ayra Six.

А вообще обе пары показали себя очень хорошо на самом разном материале, и мне просто нечего к этому добавить.

M-Audio BX8 D2 и ADAM F5
Субъективно обе модели кажутся ровными и комфортными. При этом ADAM F5 демонстрирует легкий своеобразный презенс в нижней середине, плюс более прозрачный верх, а в M-Audio BX8 D2, по ощущениям, чуть глубже низ, а высокие частоты как будто слегка сипящие. Эта разница в передаче материала неплохо улавливается, в частности, в композициях Майка Олдфилда с бэк-вокалом и хоровыми подпевками. В мониторах ADAM вокальные партии звучат чуть ближе, а в M-Audio — немного светлее.

Подтверждение этому можно услышать и на примере композиции "Mercy Street" (P. Gabriel). Мониторы ADAM играют с легким акцентированием голоса (в нижней середине), он становится своеобразно интимным и одухотворенным. M-Audio, напротив, будто бы слегка акцентируют верхнюю середину. Поэтому в них вокал кажется обычным, ровно проработанным, но зато слегка выделяется металлическая перкуссия заднего плана.

Итог можно подвести такой: обе модели мониторов демонстрируют хорошее и "надежное" звучание. При непосредственном сравнении можно выделить легкое подчеркивание нижней середины в ADAM F5 и верхней середины в M-Audio BX8D2.

Yorkville YSM6 и ADAM F5
В этой паре наблюдается удивительное единство в передаче басов. ADAM F5 воспроизводят их столь же мощно, хлестко и отточенно, как и в полтора раза более массивные Yorkville YSM6. Но дальше начинаются расхождения. ADAM F5 звучат ровнее: бас у них плотный, середина плоская и верх совершенно открытый. Любая композиция, воспроизводимая ими, воспринимается на слух абсолютно цельно. Yorkville YSM6 на их фоне звучат более приглушенно. Высшие частоты у них выражены слабее, и, возможно именно из-за этого, по-прежнему ощущается аккуратная выпуклость средних частот. Так же, как и в предыдущих сравнениях, при прослушивании спокойной акустической музыки разница в воспроизведении не столь отчетлива.

Несмотря на положительные, в целом, впечатления от мониторов Yorkville, мне кажется, что высокочастотный усилитель в них не мешало бы сделать немного мощнее. Конечно, некоторого улучшения общего баланса можно добиться с помощью селекторов усиления/ослабления, расположенных на задней панели. НЧ ослабить, а ВЧ, наоборот, усилить. Однако полностью изменить характер звука таким способом не получается. Это немного огорчает, ведь те же ADAM F5 сбалансированы уже изначально, при нулевом значении регуляторов шельфовых фильтров. А M-Audio BX8 D2, например, и вовсе не имеют возможности изменять балансировку, но она и без этого выполнена практически идеально.

В итоге, конечно, я отдаю предпочтение модели ADAM F5, но при этом отмечу, что даже в сравнении с ними звучание Yorkville YSM6 не могу назвать однозначно плохим. При меньшей открытости верхов, эти мониторы, тем не менее, демонстрируют достаточно ровное и "понятное" звучание.

Yorkville YSM6 и RCF Ayra 6
В целом, при сравнении этой пары моделей впечатления схожи с предыдущим случаем. Основные отличия наблюдаются в высокочастотном диапазоне. RCF Ayra 6 работает ровно и аккуратно, прозрачным открытым звуком, а Yorkville YSM6 ощутимо приглушает верх, несколько снижая разборчивость материала и делая звук более коробчатым. Других комментариев здесь, пожалуй, не требуется.

RCF Ayra 6 и ADAM F5
Выявить разницу в звучании этих двух моделей оказалось не так-то просто. При нулевом положении всех регуляторов в ADAM F5 и переключателя HF Trim в RCF Ayra 6, навскидку можно лишь отметить, что иногда в ADAM F5 чуть лучше слышны высшие частоты. Однако если в RCF Ayra 6 переключить HF Trim в позицию +1 дБ, то эта разница исчезает. И если, например, слушать только спокойную музыку, то в слепом тесте вообще невозможно найти отличия. (При этом не стоит забывать, что в данном прослушивании воспроизводится звук с разрешением обычного компакт-диска. Возможно, источники с более широким спектром будут восприниматься с более заметными отличиями, учитывая расширенный паспортный частотный диапазон мониторов ADAM.)

Некоторую разницу все же можно выявить в миксах с плотно заполненным спектром. Она очень незначительна и проявляется в том, что ADAM F5 демонстрирует легчайший акцент в области нижней середины. Звук и, в частности, вокал, приобретает более интимный, наполненный характер, и как бы слегка приближается к слушателю. В сравнении с ADAM F5 характеристика RCF Ayra 6 кажется более плоской, а звук в них — просто ровным и открытым. Но повторю: это отличие достаточно тонкое, поэтому говорить о принципиальных различиях я бы не стал. Таким образом, здесь мониторы занимают примерно равные позиции.

M-Audio BX8 D2, RCF Ayra 6, ADAM F5
Подводя предварительный итог, можно сказать, что по итогам прослушиваний сформировалась четкая тройка лидеров: M-Audio BX8 D2, ADAM F5 и RCF Ayra 6. Все три модели демонстрируют отличную разборчивость материала по всему частотному диапазону, незначительно различаясь некоторыми нюансами. Поэтому напоследок я установил на стенде все три указанные модели с тем, чтобы еще раз убедиться в том, что нигде не допущена ошибка.

Сравнительное прослушивание разнообразного материала вполне подтвердило ранее сделанные выводы. В частности, при прослушивании Майка Олдфилда и Питера Гэбриэла, мониторы ADAM по-прежнему демонстрируют легкое подчеркивание нижней середины с полностью прозрачными верхами, а M-Audio — чуть более проработанный низ и легкое высветление в верхах. На их фоне RCF Ayra 6 звучат просто ровно.

Сезария Эвора (в частности, в композициях "Sodade" и "Cabo Verde") в трех различных вариантах воспроизведения проявила примерно такие же отличия. При субъективной равности басов, самый открытый и чистый верх оказался в мониторах RCF, следующими по его выраженности шли M-Audio, затем ADAM.

Акустический джаз выявил примерно то же самое. В указанной тройке мониторов наиболее ровными мне кажутся RCF. В них аккуратный округлый бас, ровная середина и чистый, прозрачный верх. M-Audio слегка акцентируют бас, как если бы, скажем, исполнитель на контрабасе чуть сильнее, резче защипывал струну. Одновременно эти мониторы аккуратно подсветляют высокие частоты. Что касается ADAM, то, имея полновесный округлый бас и прозрачный верх, они по-прежнему выделяются легким подчеркиванием, "одушевлением" материала в нижней середине.

В жесткой композиции "Poison" (Astrix), учитывая ее равномерно заполненный спектр, заметить разницу в поведении мониторов, пожалуй, наиболее просто. RCF, с моей точки зрения, звучат просто ровно. M-Audio чуть ярчит высокие частоты (но при этом RCF остаются более воздушными и прозрачными), а вот ADAM, "не трогая" высокие частоты, по-прежнему слегка подчеркивает нижнюю середину.

Кстати, хочу обратить внимание на один психологический нюанс. В принципе, в момент переключения звука в "другие" мониторы (назовем их "номер два"), мы слышим лишь некоторые изменения относительно только что сформированного ощущения от работы мониторов "номер один". Именно изменения, а цельное восприятие приходит несколько позже, после адаптации слуха. Поэтому ничто не мешает сказать, например, что по сравнению с ADAM, мониторы RCF "слегка теряют" нижнюю середину, а в сравнении с M-Audio те же RCF будто бы чуть "тусклее" работают в верхах. Однако, после неоднократных переключений в обоих направлениях, с относительно малым или более продолжительным временем выдержки, я склонен сделать те же выводы, которые сформулировал ранее. Хотя, повторюсь, описываемая разница не настолько велика, чтобы из-за этого стоило ломать копья.

Итоги прослушивания
В целом, я полагаю, все три модели, попавшие в список лидеров, с задачами ближнего мониторинга справляются великолепно, и их можно рекомендовать для серьезной работы со звуком в ближнем поле. Некоторые присущие им индивидуальные особенности воспроизведения вряд ли стоит использовать как однозначный критерий в пользу выбора той или иной модели. Хотя в таких случаях нередко подключается уже субъективная составляющая, и вот она-то как раз и диктует ту самую однозначность. Например, лично я бы из этих трех моделей выбрал RCF Ayra 6. И это притом, что оба конкурента мне тоже нравятся своим серьезным подходом, и с чьей-то иной точки зрения на первое место вполне мог бы выйти кто-то из них. К тому же, иная точка зрения может диктоваться индивидуальными особенностями слухового восприятия, так что ничего удивительного в этом нет.

Так что в итоге, повторю еще раз, звучание RCF Ayra 6 для меня все же ровнее. В конце концов, шестидесятилетний опыт акустических разработок должен ведь как-то себя проявить! (Поправка: в данном случае он действительно себя проявил, и это отрадно. В общем же случае сам по себе многолетний опыт вовсе не обязательно является критерием качества, и всегда уместен принцип "доверяй, но проверяй".) Таким образом, если заняться ранжированием, то именно этой модели я бы присудил первое место.

Моделям M-Audio BX8 D2 и ADAM F5, сразу обеим, я бы присудил второе место, которое, тем не менее, от первого почти не отстает. Между прочим, я до сих пор не перестаю удивляться этому факту. ADAM — самый что ни на есть "акустический" бренд, для которого серьезность подхода к звуку составляет смысл существования. Компания M-Audio занимается довольно широким спектром оборудования, и акустические системы представляют собой не самую крупную часть ее бизнеса. И тот факт, что одному из многих других направлений в M-Audio уделили столько сил и внимания, что он практически на равных конкурирует с традиционными "игроками" на этом поле, очень отраден.

Кстати, интересно отметить, что компания ADAM Audio, выпускающая столь качественные мониторы — относительно молодая. Она была основана в 1999 году немецкими учеными-физиками. Название представляет собой аббревиатуру от Advanced Dynamic Audio Monitors. С самого начала компания поставила перед собой цель существенно поднять стандарты воспроизведения аудио. Такой старт — довольно серьезная заявка, и такой подход себя полностью оправдал. Компания ADAM сразу же заявила себя сильным игроком на рынке акустических систем, и в настоящее время прочно занимает место "равного среди лучших" в отрасли. И ведь F-серия ADAM — это бюджетные мониторы, у которых много конкурентов по цене среди изделий других производителей. Тем не менее, по результатам тестирования можно с уверенностью сказать: недорогой ADAM — это действительно ADAM.

Заслуженное третье место я присуждаю мониторам Yorkville YSM6. Несмотря на аккуратно угасающее воспроизведение высоких частот, в целом звучание мониторов остается довольно ровным, а это подчас важнее, чем просто яркий верх.

Оставшиеся модели я бы не хотел ранжировать, тем более что здесь трудно сохранить даже подобие объективности. При имеющейся в обоих случаях неровности воспроизведения, Yamaha все же имеет небольшое преимущество в виде лучше проработанных низких частот. В HS7 их уже достаточно для прослушивания музыки без субвуфера (в отличие от младшей модели линейки, HS5, в частных отзывах о которой мне приходилось слышать, например, словосочетание "картонный бас"). Но зато на сложном звуковом материале Yamaha раньше "сдается", обнажая неровную середину.

ESI uniK 05, имея более слабый бас, выделяет верхнюю середину и отчасти высшие частоты, однако делает это относительно ровно (если здесь вообще применимо это слово). Но, по крайней мере, рост и спад характеристики протекают относительно монотонно, так что звучание получается хоть и неверным, но все-таки не корявым.

Так что в данном случае раздачу призовых мест следует воспринимать, скорее, как простую формальность, поскольку ни одну из этих двух моделей рекомендовать для ответственного мониторинга я бы не стал. Впрочем, модель ESI uniK 05, возможно, в некоторых случаях будет полезна для целей препарирования звука. Все-таки, в целом она резвая, по-своему "понятная", и любые транзиенты отрабатывает достаточно хорошо.

Кстати, на полученные итоги любопытно взглянуть под несколько иным углом, с учетом отношения самих разработчиков к своим творениям. Например, в компании Yamaha мониторы серии HS позиционируются как "бюджетное решение", то есть это мониторы начального уровня. При этом как бы намекается, что ждать от них чего-то очень серьезного не стоит, в отличие, например, от профессиональной серии MSP (которая, замечу, действительно звучит лучше). Подход понятен, это стимул к покупке более серьезных продуктов этой компании, однако некоторое недоумение может вызвать высота бюджетного потолка. Грубо говоря, за те же деньги (затраты "начального уровня" по оценке компании Yamaha) можно найти вполне профессиональное решение. Правда, это будет уже продукция конкурентов, у которых имеется свой подход к ценообразованию. Например, мониторы ADAM F5, находящиеся чуть ли не в самом низу ценовой линейки компании, демонстрируют очень даже "не бюджетное" качество звучания. Сравните подход!

Что касается модели ESI uniK 05, то схожую с моей оценку я встретил в публикации Пола Уайта в сентябрьском номере журнала Sound on Sound за 2012 год, где, в частности, отмечается, что бас в данных мониторах, конечно, ограничен, однако все остальное они отрабатывают очень резво и упруго. Что касается диапазона верхней середины, то, по мнению автора, он слишком уж "выстреливает" и звучит довольно агрессивно. Для детального отслушивания перкуссионных транзиентов это может быть полезно, однако человеку, привыкшему к нейтральному мониторингу, такой характер звука, скорее всего, не подойдет.

Немного измерений
Закончив прослушивание, я провел несколько тестовых замеров для уточнения отдельных моментов. Учитывая не лабораторные условия, сделать наиболее тонкие измерения было невозможно (погрешности могут превышать реальную разницу значений), поэтому я уделил больше внимания наиболее явным отличиям в работе разных моделей. Одно из них — воспроизведение высших частот в Yorkville YSM6. По результатам замеров получилось, что мониторы действительно имеют некоторый "ранний" спад характеристики на частотах выше 16 кГц, в сравнении, например, с ADAM или RCF. Однако этот спад монотонный, ровный, поэтому никаких тембровых искажений он не вносит. На частотах ниже этой границы характеристика вполне ровная и плоская.

Мониторы ESI uniK 05 продемонстрировали любопытный холмик на характеристике, тот самый, который обычно и "выстреливает" в слушателя все имеющиеся в наличии быстропереходные процессы. Примерно от 3,5 кГц и до 10 кГц частотная характеристика демонстрирует аккуратный монотонный подъем на величину где-то в 10 дБ, после чего наступает такой же ровный спад, заканчивающийся как раз около 20 кГц. Вот он, секрет препарирования!

Для сравнения: Yamaha HS7 на этом же участке имеет более пологую характеристику, хотя и со своими особенностями. Но зато у нее заметнее неравномерности в работе низкочастотного динамика, приблизительно на участке 500 Гц — 1,5 кГц.

Заключение
Несмотря на то, что мы опробовали в работе не все мониторы данной ценовой категории, присутствующие на рынке, я считаю, что сформированная группа оказалась репрезентативной и в целом интересной. Ничуть не забывая о моих теплых чувствах к марке RCF, хочу, все-таки, специально отметить работу инженеров M-Audio, сотворивших очень качественный продукт, точнее, целую линейку BX D2. Широко распространено мнение, что доверять нужно только "великим" именам и что "дешево хорошо не бывает". Практика же показывает, что бывает по-разному, и за приемлемую цену тоже можно найти хорошее решение своих задач. Ну и, если уж рассуждать логически: "великие" тоже не сразу стали таковыми, они ведь тоже с чего-то начинали. Так что компанию M-Audio точно можно поздравить.

Напоследок хочу напомнить о том, что лучшие результаты данной группы принадлежат только этой группе, и что всегда может найтись достойный конкурент, делающий свою работу еще лучше. Возможными конкурентами, только уже из более дорогого сегмента, мы и займемся в следующем обзоре.

Продолжение следует

Модели: 
RCF Ayra Six
Модели: 
ADAM F5
Модели: 
ESI uniK 05
Модели: 
M-Audio BX8 D2
Модели: 
Yamaha HS7
Модели: 
Yorkville YSM6
5
Ваша: нет Средняя: 5 (голосов: 1)

Реклама

Рейтинг@Mail.ru