Статья "20 прошедших лет"

Автор: 
Дмитрий Попов
Дата первой публикации: 
дек 2014

Значимые продукты и технологии за последние 20 лет.

В декабре 2014 года исполняется 20 лет с выхода первого (точнее, нулевого) номера журнала Музыкальное Оборудование. С самого начала наше издание уделяло основное внимание не людям и событиям, а устройствам: музыкальным инструментам и профессиональному звукового оборудованию. Вот и сейчас, спустя 20 лет и 240 номеров, мы используем эту дату для того, чтобы вспомнить выпущенные за это время заметные продукты и произошедшие знаменательные технологические достижения.

А изменения, конечно, были колоссальные. Практически на наших глазах многие процессы звукозаписи переместились из специализированных студий в персональные творческие лаборатории музыкантов. Цифровые технологии стали преобладающими в самых разнообразных сферах применения аудиооборудования. Затем началось победное шествие виртуальных технологий, и сегодня именно они определяют, например, многие области музыкальных инструментов. Кардинально изменились и способы распространения музыки, и ее роль в общественной жизни.

Стоит отметить, что разделение по годам примерное: модели могут быть анонсированы в одном году, выпущены в следующем и оказать серьезное влияние только по прошествии нескольких лет.

1994
Хотя пилотный номер МО был выпущен только в январе 1995 года, формально он датирован декабрем 1994 года, что позволяет нам рассмотреть новшества того года. А главным из них, на наш взгляд, было появление восьмиподгруппных микшеров Mackie серии 8-Bus, которые впоследствии можно было встретить в множестве проджект-студий всего мира. Мы подробно рассмотрели Mackie 8-Bus в статье "Восьмиподгруппные микшеры", опубликованной в майском номере МО за 1998 год. Собственно, эти микшеры и сформировали основу принципа проджект-студий вместе с появившимся в 1992 году восьмидорожечным цифровым магнитофоном Alesis ADAT. А в 1994 году были выпущены две конкурирующие с ADAT модели: Fostex RD8 и Tascam DA88. Первая как-то сразу не прижилась, а вот DA88 и последующие подобные модели Tascam составили неплохую альтернативу Адатам и даже были предпочтительны для студий, работающих с видео.

Сама компания Alesis отметилась тогда двумя важными моделями в абсолютно новых для себя сферах: мониторами Monitor One, впервые серьезно потеснившими доминировавшие до этого Yamaha NS10, и недорогим синтезатором QuadraSynth, имевшим клавиатуру в 76 клавиш и большую по тем временам полифонию 64 голоса.

Среди других новинок выделяется четырехдорожечная система записи Akai DR4d, на несколько следующих лет ставшая самым недорогим пропуском в мир автономных дисковых рекордеров.

1995
Основным событием следующего года стал синтезатор малоизвестной тогда шведской компании Clavia — первый цифровой имитатор субтрактивного (аналогового) синтеза Nord Lead. Инструмент имел полифонию четыре голоса (расширялась до 12 голосов), клавиатуру в 49 клавиш и немалое количество органов управления синтезом, что было необычно для того времени. Впоследствии это привело к появлению целого класса "виртуальных аналоговых синтезаторов", в том числе от ведущих производителей (Korg Prophecy и Z1, Roland JP8000, Yamaha AN1x). В 1995 году компания Clavia не была представлена в нашей стране, так что мы сообщили уже о появлении следующей модели, Nord Lead 2, в феврале 1998 года.

Еще одним событием снова стал микшер, но на этот раз цифровой. Yamaha ProMix 01 был самым недорогим на тот момент микшером, имевшим 16 каналов с моторизованными фейдерами и трехполосными эквалайзерами, два процессора эффектов и три динамических процессора, а также поддерживающим управление большинством параметров по MIDI. Мы сообщили о нем в новостях апрельского номера.

Среди других заметных продуктов можно отметить конденсаторный микрофон Audio-Technica AT4050, активные мониторы Genelec 1030A, семплер E-mu ESi32, синтезаторы Korg Trinity, звуковые модули Oberheim OB-Mx и Roland JV1080, систему записи на диск Otari RADAR.

1996
В следующем году компания Yamaha снова отметилась цифровым микшером, моделью 02R, но самым важным продуктом тогда стал двухканальный аналого-цифровой преобразователь Apogee AD1000. Изначально предназначавшийся для портативного использования (и имевший два вполне приличных микрофонных предусилителя, разработанных компанией Millennia Media), этот преобразователь широко использовался и в студиях звукозаписи, и при мастеринге. И хотя он не поддерживает разрядность больше 20 бит и частоты дискретизации свыше 48 кГц, даже сейчас некоторые пользователи предпочитают его звучание современным преобразователям с более высокими частотами дискретизации и разрядностью. Компания Apogee тогда еще не имела официального представителя в нашей стране (или нам он не был известен), поэтому про выпуск AD1000 мы не сообщили.

Интересно, что в этом же году был выпущен другой популярный аналого-цифровой преобразователь — Symetrix 620.

Еще одной важной моделью 1996 года был аналоговый микшер Soundcraft Ghost, представлявший собой, перефразируя известное выражение из "Симпсонов", верхушку нижней части средней ценовой категории. На последующие несколько лет он стал основной целью тех, кто перерос восьмиподгруппные микшеры Mackie, но не дорос до микшеров уровня Amek. Облегченный вариант микшера, Ghost LE, был подробно рассмотрен в статье декабрьского номера МО за 1998 год.

Стоит также отметить настольный звуковой модуль и секвенсор Roland MC303 (новостная заметка про него была опубликована в октябре 1996 года), положивший начало концепции грувбоксов.

Среди других заметных продуктов: комбинированный (ламповый и транзисторный) предусилитель ART Tube MP, стоявший у истоков бума недорогих ламповых устройств, мониторы Dynaudio BM15, а также сразу несколько систем записи на диск: Akai DR16, E-mu Darwin и Roland VS880.

1997
Важнейшим событием 1997 года стало появление виртуального инструмента Propellerhead ReBirth RB338, имитирующего раритетные аналоговые модели Roland (два басовых синтезатора TB303 и ритм-машину TR808). Можно считать, что именно с него началось победное шествие виртуальных технологий. Мы отметили начало новой эры статьей в июльском номере за 1997 год.

Родственным событием является выпуск программы Steinberg Cubase VST 3.5. Именно в ней впервые был использован формат плагинов VST, на данный момент являющийся самым распространенным. Статья об этой программе была опубликована в декабрьском номере 1997 года.

И еще один важный продукт из мира виртуальных технологий — плагин автоматической коррекции интонирования Antares Auto-Tune, чье название впоследствии стало нарицательным. Мы сообщили о нем в статье "Подключаемые модули" (июнь 1998) и подробно рассмотрели свежую на тот момент версию в статье "Программные интонаторы" (май 2006). Интересно, что популярности Auto-Tune способствовало появление в конце 1998 года песни Шер "Believe" с ее запоминающимся вокальным эффектом. И хотя продюсеры утверждали в интервью, что использовали для получения этого эффекта педаль DigiTech Talker, впоследствии выяснилось, что использовался все-таки Auto-Tune, а продюсеры просто не хотели раскрывать свои секреты.

Самой заметной аппаратной моделью стал цифровой мастеринговый процессор TC Electronic Finalizer, осуществляющий частотную и многополосную динамическую обработку. То, что первый специализированный процессор для мастеринга выпустила именно компания TC Electronic, конечно, не случайно — ведь именно ее процессор M5000 активно использовался в этих целях. Finalizer имел практически все необходимые для мастеринга функции: пятиполосный эквалайзер, деэссер, "утеплитель", регулятор ширины стереобазы, трехполосные экспандер, компрессор и лимитер.

Опять же, компания TC Electronic тогда еще не имела официального представителя в нашей стране, так что появление модели Finalizer не нашло отражения в материалах МО. Зато в мае 1998 года мы сообщили о выпуске следующей модели, Finalizer Plus, и подробно рассмотрели сменившую ее модель Finalizer 96K в статье "Процессоры для мастеринга", опубликованной в апреле 2000 года.

Еще одно событие, наверно, имело большее значение для небогатых пользователей нашей страны, чем для остального мира — появление "трех сестер" компании Echo, компьютерных аудиоинтерфейсов Darla, Gina и Layla, тогда еще поставлявшихся под брендом Event. Мы опубликовали о них новостную заметку в конце 1997 года, а потом последовали статьи: "Многоканальные аудиоинтерфейсы для PC" (февраль 1998), "Event Gina" (август 1998) и "Layla против Elite" (ноябрь 1998).

Также из продуктов того года можно отметить модуль Roland JV2080, синтезатор Clavia Nord Modular и мониторы Event 20/20BAS.

1998
Главным событием 1998 года было появление виртуального семплера Nemesys Gigasampler. Если ReBirth утвердил возможность использования компьютера в качестве синтезатора, то Gigasampler сделал то же самое для компьютера как семплера. Малое время задержки, стабильная работа и возможность использовать гигабайтные библиотеки семплов обеспечили ему широкую популярность, нередки были случаи, когда под Gigasampler специально выделялся отдельный компьютер. Мы рассмотрели версию 1.5 этой программы в статье мартовского номера 1999 года.

Также был выпущен Roland UA100 Audio Canvas — первый аудиоинтерфейс для новой тогда шины USB. Новостную заметку о нем мы опубликовали в марте 1999 года, а в ноябре того же года была опубликована статья "USB — первые впечатления", в которой рассказывалось о тестировании USB-устройств компаний Opcode и Midiman. На сегодняшний момент интерфейсы для этой шины являются самыми распространенными.

Еще одно устройство уж точно не произвело большого резонанса в профессиональной среде, но оказало серьезное влияние на развитие компьютерной музыки в нашей стране. Речь идет о звуковой плате Creative Labs SB Live!, предоставившей возможность заниматься музыкой на компьютере за совсем небольшие деньги. Ее значимость была так велика, что наряду с описанием в общей статьей "Звуковые платы", опубликованной в октябре 1998 года, мы посвятили ей несколько отдельных статей: "Живой идет!" (январь 1999), "Расширение возможностей SB Live" (апрель 2001), "Доработка SB Live" (июль 2001), "Недокументированные возможности SB Live!" (май 2001) и "Недокументированные возможности SB Live! Часть вторая: KX-драйвер." (январь 2003).

Интересно также отметить, что именно в этом году были выпущены такие известные мониторы, как Dynaudio BM15A, JBL LSR32, KRK Expose E8, Mackie HR824, Meyer HM1S и Tannoy AMS8A, некоторые из которых были рассмотрены в нашей первой статье о тестировании активных мониторов, опубликованной в июне 1998 года.

Тогда же итальянская компания Powersoft представила первые концертные усилители класса D — серию DIGAM — отличавшиеся небольшими размерами и весом при высокой мощности. Сейчас практически каждый крупный производитель концертных усилителей имеет в своем ассортименте модели класса D.

Еще были выпущены конденсаторный микрофон Rode NT1 (можно считать, что с него началось нашествие недорогих конденсаторных микрофонов), компьютерные системы Digidesign Pro Tools 24 и Ensoniq PARIS.

1999
Этот год был не столь богат заметными событиями в области музыкальных инструментов и звукового оборудования — видимо, все силы были брошены на преодоление надвигающейся "проблемы Y2K".

Пожалуй, можно отметить гитарный процессор Line 6 POD, использующий цифровое моделирование для имитации звучания популярных гитарных усилителей и кабинетов. Он положил начало огромному количеству подобных устройств как самой компании Line 6, так и других производителей. У компании Line 6 тогда еще не было официального российского представителя, однако уже о следующей модели, POD 2, мы рассказали в новостной заметке августовского номера за 2000 год, и более подробно — в статье "Line 6 POD 2 и Johnson J-Station" (май 2001).

Были выпущены клавишные рабочие станции Korg серии Triton, про которые мы опубликовали новостную заметку в июне 1999 года и статью в январе 2000.

Также это был год массового выпуска цифровых микшеров, появились такие известные модели, как Allen & Heath Icon, Mackie Digital 8 Bus, Panasonic WR-DA7, Spirit Digital 328, Tascam TM-D1000/4000 и Yamaha 01V. Мы публиковали статьи про Tascam TM-D1000 и Yamaha 01V, обе в мартовском номере за 2000 год.

2000
Хоть это и спорно, но мы бы назвали главным продуктом 2000 года ревербератор Lexicon MPX500 — один из тех редких случаев, когда устройство нижней ценовой категории сравнимо с устройствами высшей категории и превосходит устройства средней категории того же производителя. Про него было рассказано в новостной заметке в январе 2000 года и в статье "Lexicon MPX 500 и TC Electronic M-One" (июнь 2000).

Имеет смысл также отметить еще один ревербератор — Sony DRE-S777, который был первым аппаратным устройством, использующим импульсные отклики. И хотя за ним последовали другие подобные модели (например, Yamaha SREV1), концепция как-то не прижилась, и сейчас обработкой на основе импульсных откликов занимаются, по большей части, виртуальные процессоры.

Также в этом году была выпущена серия клавишных рабочих станций Kurzweil K2600.

Еще стоит сказать, что примерно к этому времени оформилось возрождение интереса к аналоговым синтезаторам, прежде всего, для получения басовых партий. Мы отметили это в статье "Современные аналоговые синтезаторы" (октябрь 2000).

2001
Самые важные продукты 2001 года связаны с компьютерными технологиями. Прежде всего, это программа Ableton Live, во многом изменившая подход к тому, каким может быть компьютерный секвенсор и как его можно использовать на сцене. Подробная статья о версии 4 этой программы была опубликована в апрельском номере за 2005 год.

Компания MOTU выпустила первый аудиоинтерфейс для шины FireWire — модель 828. Новостная заметка о ней была опубликована в мае 2001 года.

Также появилась DSP-система Universal Audio Powered Plugins, впоследствии переименованная в UAD1. Это была не первая подобная система (кто-нибудь еще помнит Power Technology DSP-FX?), но, несомненно, самая успешная, свидетельством чему является то, что ее модернизированные варианты выпускаются до сих пор. Мы сообщили о ней в новостях августовского номера за 2001 год.

Из некомпьютерных новостей, пожалуй, наибольший интерес представляют две серии клавишных рабочих станций, давшие начало многочисленным продолжениям: Yamaha Motif и Roland Fantom. Про Motif мы опубликовали новостную заметку в октябре 2001 года и статью в июне 2002, новостная заметка про Fantom была опубликована в феврале 2002 года, а вот статья появилась только в июле 2007.

Были выпущены два заметных цифровых микшера: Sony DMX-R100 (новостная заметка о нем была в апреле 2000), впервые сделавший технологии микшера Oxford доступными за десятки, а не сотни тысяч долларов, и Yamaha PM1D — один из первых крупноформатных цифровых микшеров, предназначенных для концертного использования.

Также можно отметить гитарный комбоусилитель Fender Cyber Twin, не только использовавший моделирование, но и имевший моторизованные регуляторы. Новостная заметка о нем была опубликована в сентябрьском номере МО за 2001 год, а статья — в декабре 2005.

Еще появилась версия 5.1 программы Digidesign Pro Tools, основательно рассмотренная в статье сентябрьского номера за 2002 год.

2002
Главным событием этого года можно считать выпуск виртуального семплера Native Instruments Kontakt — самого распространенного на сегодняшний день семплера, с самым большим количеством библиотек. Новостная заметка о нем была опубликована в августе 2002 года, а статья — в марте 2003.

Тогда же впервые привлекла внимание программа Celemony Melodyne, предназначенная для графического изменения мелодии и ритма аудиоматериала. Новостная заметка про версию 1.5 этой программы появилась в мартовском номере за 2003 год, а статья про версию 3 — в июне 2006 года.

Также в этом году мы сообщили о том, что Robert Moog получил право использовать собственное имя в названии компании. Сразу было объявлено, что его новый синтезатор будет называться Minimoog Voyager. Когда этот инструмент появился в продаже, мы опубликовали о нем новостную заметку (март 2004), а впоследствии и статью (июнь 2007).

Другое важное корпоративное событие — приобретение компанией Apple фирмы Emagic, о чем мы сообщили в июле 2002 года. С тех пор прекратился выпуск популярной программы Logic под Windows.

Еще можно отметить систему Digidesign Pro Tools HD, на которой основаны все современные варианты Pro Tools (новостная заметка о ней была опубликована в мае 2002).

Кроме того, это был год выпуска 24-дорожечных дисковых систем — появились такие модели, как Akai DPS24, Alesis ADAT HD24, Fostex D2424LV, Mackie MDR24/96 и Roland VS2480HD.

2003
Главным событием года стало появление программы синтеза вокала Yamaha Vocaloid. В новостной заметке, опубликованной в июне 2003 года, мы предположили возможность массового наплыва виртуальных звезд лет через пять. Насчет массового, мы, конечно, ошиблись, но самая популярная на сегодняшний день виртуальная вокалистка Хацунэ Мику (Hatsune Miku), использующая Vocaloid 2, была создана в 2007 году. Программа Vocaloid подробно рассмотрена в статье "Виртуальные вокалисты" ноября 2004 года.

В этом же году был выпущен еще один виртуальный исполнитель —Steinberg Virtual Guitarist. Новостная заметка о нем была опубликована в апреле 2003 года, а статья — в сентябре 2003.

Еще тогда началась деятельность компании Arturia по выпуску виртуальных имитаторов раритетных синтезаторов. Первыми моделями стали Moog Modular V и CS80V, о которых мы сообщили в новостях майского и ноябрьского номеров соответственно.

Из некомпьютерных событий можно отметить появление синтезатора Roland V-Synth, не только использующего воспроизведение семплов (с технологией VariPhrase, позволяющей независимое управление высотой тона, продолжительностью и формантами) и моделирование аналогового синтеза, но и способного с помощью опциональных карт серии VC имитировать раритетный синтезатор D50 и служить голосовым процессором. Мы рассказали о нем в новостях февральского номера за 2003 год и в статье июньского номера 2004 года.

2004
В этом году появились две заметные серии компьютерных аудиоинтерфейсов: RME Fireface (модель Fireface 800, о которой мы сообщили в новостях января 2005) и E-mu Digital Audio Systems (модели 0404, 1212M, 1820 и 1820M, новостная заметка вышла в феврале 2005). Также была выпущена компьютерная DSP-система TC Electronic PowerCore FireWire (новостная заметка о ней была в апреле 2004), долгое время конкурировавшая с Universal Audio UAD, но в 2011 году снятая с производства. Еще в 2004 году появилась программа Apple GarageBand, разработанная под руководством специалистов компании Emagic, ранее приобретенной Apple. Основную популярность программа получила в 2011 году, когда была выпущена ее версия под iOS.

Стоит отметить и устройство Yamaha 01x, сочетающее функции цифрового микшера, компьютерного контроллера и интерфейса. Новостная заметка о нем была опубликована в мае 2004 года, а статья — в августе 2004.

2005
Основное событие того года — появление серии синтезаторов Access Virus TI. Сокращение TI расшифровывается как Total Integration и означает полную интеграцию с компьютером, то есть не просто обмен аудио- и MIDI-данными, но и возможность использовать синтезатор как компьютерный интерфейс и управлять им как плагином. Мы опубликовали об этих инструментах новостную заметку в феврале 2005 года, а статья про модернизированные модели, Virus Ti2, была выпущена в августе 2009.

Плодотворным выдался тот год для компании Digidesign: были выпущены контроллеры-микшеры серии Icon (D-Command и D-Control) и концертная система микширования Venue.

Также можно отметить аналоговый микшер и компьютерный контроллер SSL AWS900.

2006
В этом году были выпущены аудиоинтерфейсы TC Electronic Konnekt 8 и Konnekt 24D для шины FireWire — первые модели серии Konnekt, впоследствии ставшей популярной. Мы сообщили о них в новостях сентябрьского номера 2006 года.

Заметным событием стал виртуальный синтезатор Native Instruments Massive, отличавшийся инновационными находками в области интерфейса (новостная заметка о нем была в октябре 2006, а статья — в марте 2009).

Впервые появилась модульная система обработки SSL X-Rack. После выхода большинства модулей мы сообщили об этой системе в новостях июньского номера 2009 года. Несмотря на бренд SSL, схемотехнику из микшера AWS900+ и функцию Total Recall для сохранения настроек, система X-Rack в конечном итоге проиграла системе APi 500, так что теперь и SSL выпускает модули этого формата.

Еще в Австралии была образована компания Audinate, занявшаяся продвижением разработанной ею технологии Dante, предназначенной для передачи цифрового аудиосигнала в реальном времени по сети Ethernet. Тогда уже существовали другие подобные технологии, и продукты, поддерживающие Dante, начали появляться позже (примерно к 2010 году), так что особого интереса она не вызвала, и мы про нее ничего не сообщили. Однако на сегодняшний день более 150 компаний лицензировали технологию Dante, среди них такие известные, как Allen & Heath, Behringer, DiGiCo, Dolby, Electro-Voice, Focusrite, Lab.gruppen, Peavey, Shure, Soundcraft, SSL, Symetrix, PreSonus и Yamaha.

2007
В этом году появились электрогитары Gibson серии Robot Guitar с механической системой настройки. Это была не первая подобная система, но впервые доступная в качестве штатной на инструменте крупного производителя. Нельзя сказать, что гитары серии были сильно популярны (чему способствовали небольшое количество моделей и высокая стоимость), однако полученный опыт был применен компанией в 2013 году при выпуске инструментов с похожей системой Min-ETune. Теперь моделей стало гораздо больше, и цена их снизилась.

Привлек внимание синтезатор Clavia Nord Wave (новостная заметка о нем была в марте 2008 года, а статья — в декабре 2008), сочетающий такие способы звукообразования, как имитация аналогового синтеза, FM-синтез, таблично-волновой синтез и воспроизведение семплов.

Интересным событием стал выпуск цифровых микрофонов Neumann серии Solution-D, о которых мы рассказали в новостях декабрьского номера за 2007 год. Это тоже были не первые микрофоны с цифровым выходом (Beyerdynamic MCD100 выпускался еще в 1997 году), однако в данном случае была представлена целая экосистема: несколько моделей микрофонов, интерфейс, аксессуары и несколько вариантов готовых наборов. И хотя массового распространения эта серия не получила, однако она развивается и все модели выпускаются до сих пор.

Также появилась концертная цифровая система микширования Allen & Heath iLive, новостная заметка о которой была опубликована в марте 2008 года.

2008
В этом году была впервые продемонстрирована технология Celemony Melodyne DNA (Direct Note Access), позволяющая редактировать отдельные ноты полифонического аудиоматериала. Использующая эту технологию программа Melodyne Editor появилась только в конце следующего года, новостная заметка о ней была опубликована в декабре 2009.

Также были анонсированы электрогитары серии The Moog Guitar, содержащие специальную электронику, с помощью которой можно приглушать звук струн или, наоборот, увеличивать сустейн. Новостная заметка о них была опубликована в феврале 2009 года.

Заметным событием стало устройство SSL Matrix, совмещающее в себе аналоговый микшер (с цифровым управлением) и компьютерный контроллер. Новостная заметка про него появилась в марте 2009 года.

А вообще это был год реинкарнаций. Компания Dave Smith Instruments выпустила синтезатор Prophet '08 (новостная заметка в феврале 2008, статья о варианте Prophet '08PE в июле 2011), название которого недвусмысленно намекало на Sequential Circuits Prophet 5 того же Дейва Смита, компания Arturia — звуковой модуль Origin (новостная заметка в июле 2008) с имитациями элементов раритетных инструментов, компания Universal Audio — виртуальный вариант знаменитого процессора SPL Transient Designer, компания Rupert Neve Designs – аналоговый микшер 5088, воплотивший многолетний опыт Руперта Нива.

2009
В июне 2009 года мы опубликовали новостную заметку про устройства компании APi, относящиеся к модульной системе аналоговой обработки серии 500. Некоторые из представленных устройств были выпущены раньше, да и сама система еще не была особенно популярна, но именно этот год можно считать переломным — тогда начался массовый выпуск модулей серии APi 500 сторонними производителями, что привело к наличию более ста подобных модулей в 2011 году, когда мы опубликовали про эту систему две большие статьи: в апрельском и августовском номерах.

Заметным событием стало сценическое электропиано Roland V-Piano — первый аппаратный инструмент, использующий для создания звуков акустического фортепиано только моделирование (предыдущие подобные инструменты были основаны на семплах с дополнительным моделированием некоторых параметров). Мы опубликовали о нем новостную заметку в октябре 2009 и статью в декабре того же года. Интересно, что в этом же году появились сценические электропиано Korg SV1 (новостная заметка в октябре 2009) и были анонсированы модели Yamaha CP1, CP5 и CP50 (новостная заметка в декабре 2010).

А еще были анонсированы клавишные инструменты Kurzweil серии PC3K, сочетающие многие возможности серий PC3 и K2. Выпущены они были ближе к концу следующего года, так что мы опубликовали про них новостную заметку в январе 2011 и статью в январе 2012 года.

Компания Native Instruments отметилась двумя важными компьютерными устройствами, давшими начало многочисленным продолжениям: программно-аппаратным набором Maschine в составе аппаратного контроллера и программного семплера-секвенсора (новостная заметка в марте 2009) и диджейским контроллером Traktor Kontrol X1 (новостная заметка в марте 2010 года).

Из виртуальных технологий можно отметить программу Ableton Max For Live, позволяющую использовать функции графической среды программирования Cycling '74 Max для создания новых устройств в программе Live. Новостная заметка о ней была опубликована в январе 2010 года.

Одновременно с повсеместным проникновением цифровых и виртуальных инструментов усилился интерес к аналоговым синтезаторам, в том числе модульным. Мы ответили на это серией статей "Модульные синтезаторы" в февральском, апрельском, майском и июньском номерах.

Также в этом году начал свою работу наш новый сайт, расположенный по адресу www.moinf.info. В рамках данной статьи это важно тем, что теперь мы начали сообщать о выпуске новых моделей и создании новых технологий не только посредством новостных заметок в журнале, но и через новостные сообщения на сайте. Так что в подавляющем большинстве события этого и последующего годов были так или иначе представлены на сайте.

2010
В этом году основное внимание привлек TC Electronic PolyTune — первый полифонический педальный тюнер, за которым последовали как многочисленные вариации на эту тему от самой компании TC Electronic, так и альтернативы от конкурентов: DigiTech Hardwire HT6 и Korg Pitchblack Poly.

Неожиданным событием стал выпуск портативного аналогового синтезатора Korg Monotron. До этого никто из трех ведущих производителей клавишных инструментов (Yamaha, Roland, Korg) не участвовал в возрождении аналоговых синтезаторов, ограничиваясь их цифровыми имитаторами. Monotron, наверно, не был особенно интересен именно как музыкальный инструмент, но его успех привел к появлению нескольких подобных устройств компании Korg, в том числе синтезатора MS20 mini, набора для сборки MS20 Kit и готовящейся реплики аналогового синтезатора ARP Odyssey. Новостная заметка про Monotron была опубликована в июне 2010 года.

Также была представлена технология Waves SoundGrid, позволяющая использовать плагины компании на нескольких устройствах (компьютерах и микшерах), объединенных посредством сети Ethernet. С тех пор компания Waves рассматривает SoundGrid как основной "профессиональный" формат для своих плагинов, отказавшись от поддержки формата TDM и даже не начав поддерживать формат AAX DSP, используемый в современных вариантах системы Pro Tools.

Был выпущен планшетный компьютер Apple iPad. Устройства под управлением iOS существовали и до этого, и для них выпускались музыкальные и звуковые приложения, но именно с появлением iPad к этой платформе стали относиться серьезно.

Компания Avid окончательно заменила бренд купленной ею еще в 1995 году фирмы Digidesign на свой собственный и выпустила компьютерную систему Avid Pro Tools HD Native — свидетельство того, что ресурсозависимые системы, все-таки, победили.

2011
В этом году опять отличилась компания TC Electronic, и снова гитарными педалями, на этот раз серией моделей, поддерживающих технологию TonePrint — передачу настроек параметров через динамик устройства, воспроизводящего специальный аудиофайл, и магнитные звукосниматели электрогитары, подключенной к педали.

Появился звуковой модуль Moog Minitaur, аналоговый басовый синтезатор, сделанный на основе классической модели Taurus 3. Мы опубликовали о нем новостную заметку в апреле 2012 года и статью в мае того же года.

Привлекла внимание аналоговая ритм-машина Tempest — совместная разработка компаний Dave Smith Instruments и Roger Linn Design (новостная заметка о ней опубликована в декабре 2011 года).

Была выпущена компьютерная система Avid Pro Tools HDX — свидетельство того, что ресурсозависимые системы, все-таки, победили не полностью.

Также можно отметить синтезаторные рабочие станции Korg серии Kronos (новостная заметка в апреле 2011 года) и сценический синтезатор Roland Jupiter 80 (новостная заметка в январе 2012).

Для нас этот год был важен еще и тем, что мы отказались от выпуска печатной версии МО и полностью перешли на бесплатное издание формата PDF. Конечно же, это произошло, потому что мы очень продвинутые, и не просто шагаем в ногу со временем, а опережаем его на пару шагов. А вовсе не из-за того, что печатная версия стала нерентабельной. Несомненно.

2012
Основной интерес в этом году вызвали аудиоинтерфейсы Universal Audio серии Apollo, позволяющие использовать плагины UAD, в том числе при записи с низкой задержкой. Новостная заметка о них была опубликована в октябре 2012 года.

Были выпущены компьютерные контроллеры Nektar Panorama. Сами устройства появились в нашей стране только в следующем году, о чем мы и сообщили в новостях августовского номера за 2013 год. А статья о модели Panorama P1 была опубликована в апреле 2014 года.

Привлек внимание гитарный педальный процессор DigiTech iStomp, алгоритмы эффектов в который загружаются посредством iOS-устройства. Дополнительные алгоритмы можно было приобретать отдельно, но в конце 2013 года практически все они (за исключением одного) стали бесплатными.

Компании Behringer, наконец, удалось преодолеть мучавший ее синдром подражания и изобрести что-то свое — относительно недорогой цифровой микшер X32, анонсированный еще в 2010 году, но выпущенный только в августе 2012. Видимо, этому прорыву способствовало то, что Behringer в 2009 году приобрела фирмы Midas и Klark Teknik. Также были выпущены еще два интересных цифровых микшера: Line 6 StageScape M20d и Mackie DL1608.

Заметным событием стало появление одноголосного аналогового синтезатора и MIDI-контроллера Arturia MiniBrute, о котором мы опубликовали новостную заметку в июле 2012 года и статью в марте 2013.

Были анонсированы первые модели, использующие технологию Antares Auto-Tune for Guitar, предназначенную для коррекции интонирования гитары: электрогитары Peavey AT200 и Parker Auto-Tune MaxxFly. Впрочем, пока эта технология не прижилась.

Активно развивался сегмент портативных твердотельных рекордеров. За этот год и пару предыдущих лет были выпущены модели компаний Alesis, Nagra, Olympus, Roland, Sony, Tascam, Yamaha и Zoom. Мы рассмотрели некоторые из них в статье "Портативные рекордеры Roland и Zoom", опубликованной в октябре 2012 года.

Был представлен компьютерный MIDI-контроллер KMI QuNeo для шины USB. У нас в стране продукция компании KMI появилась только в 2014 году, поэтому новостную заметку о контроллере мы опубликовали в июле 2014.

2013
В этом году, пожалуй, не было какого-то основного события. Или можно сказать, что их было несколько.

Например, появились настольные звуковые модули Korg серии Volca (Volca Bass, Volca Beats, Volca Keys), беспроводная компьютерная система управления для гитары Fishman TriplePlay, программируемый одноголосный аналоговый синтезатор Novation Bass Station II (новостная заметка о нем была опубликована в октябре 2013, статья — в ноябре), компактный цифровой микшер Allen & Heath Qu16 со встроенным многодорожечным рекордером и многоканальным USB-интерфейсом (в следующем году серия была расширена моделями Qu24 и Qu32), интерфейс Apogee Symphony 64 ThunderBridge — первое устройство для подключения к компьютерам Mac с шиной Thunderbolt.

Также были выпущены наушники Beyerdynamic Custom One Pro, отличающиеся разнообразными возможностями изменения конструкции и оформления (новостная заметка была в феврале 2013 года) и первый виртуальный инструмент Waves, имитатор аналогового синтеза Element (новостная заметка в январе 2013).

2014
Чем ближе мы подходим к сегодняшнему дню, тем сложнее определить, какие устройства и технологии окажут основное влияние в будущем. Приходится довольствоваться предположениями.

Пожалуй, пока что наибольший интерес вызвала серия Roland Aira, состоящая из синтезатора System-1, ритм-машины TR8, басового синтезатора TB3 и вокодера VT3. Модели серии используют технологию ACB (Analog Circuit Behavior), имитирующую электронные элементы реальных аналоговых устройств. Похожую технологию под названием VCM (Virtual Circuitry Modeling) уже десять лет применяет компания Yamaha, но Roland впервые использовал ее для воссоздания звучания своих классических инструментов. Мы опубликовали новостную заметку о серии Aira в апреле 2014 года и статью про System-1 в сентябре 2014.

Компьютерный интерфейс RME Fireface 802, поддерживающий не только шину FireWire, но и USB 2, сменил заслуженную модель Fireface 800. Новостная заметка о нем опубликована в июне 2014 года.

Заметным событием стал выпуск активных двухполосных мониторов Focal серии Alpha, представляющих собой относительно недорогие модели (по крайней мере, для этого производителя). Новостная заметка о них была опубликована в апреле 2014 года, а статья — в ноябре.

Компания Ibanez, видимо, решила особо не заморачиваться с конструкторскими разработками и выпустила инструменты с врезанным в корпус процессором Korg Mini Kaoss Pad 2S: электрогитару RGKP6 и бас-гитару SRKP4. Определенный смысл это, конечно, имеет, но выглядит странновато.

Активное обсуждение вызвало появление аналоговой ритм-машины Elektron Analog Rytm, во многом, из-за ее названия, кардинально упрощающего написание слова "Rhythm".

Ну и, конечно, в этом году было выпущено большое количество модулей серии APi 500, а также программ и периферии для iOS-устройств.

Заключение
Оглянувшись назад и проанализировав пути развития музыкальных инструментов и звукового оборудования за последние двадцать лет, можно сделать определенные предположения о тенденциях дальнейшего развития в этих областях.

Понятно, что преобладать будут цифровые технологии, среди которых все большее место будут занимать виртуальные. Там, где нужны портативность, многофункциональность, предсказуемость и повторяемость, они вне конкуренции.

Тем не менее, не стоит ожидать их полного доминирования. Как появление электрических инструментов не уничтожило акустические, а транзисторных устройств — ламповые, так и цифровые технологии не отменят аналоговые, а виртуальные — аппаратные. Скорее всего, в обозримом будущем мы по-прежнему будет сочетать акустические и электрические, ламповые и транзисторные, цифровые и аналоговые, моделирующие и семплерные, виртуальные и аппаратные устройства и инструменты.

Видимо, будут активно развиваться разнообразные технологии моделирования: устройств, инструментов и даже исполнителей. Есть еще области, скажем так, "не затронутые цивилизацией". Например, в гитарном звукоусилении ламповые устройства крепко держат оборону, и сдаваться не собираются, несмотря на появление многочисленных виртуальных конкурентов или аппаратных процессоров типа Kemper Profiling Amplifier.

Моделирование исполнителей также пока не очень развито. Несколько программ компании Steinberg (и родственных им, типа Bornemark Broomstick Bass) и Yamaha Vocaloid — вот, пожалуй, и все продукты, которые можно плодотворно использовать. А было бы интересно, скажем, соединить имеющиеся возможности виртуальных исполнителей по созданию готовых партий с возможностями виртуальных аранжировщиков, способных гармонизировать мелодию или, наоборот, "придумать" соло на заданную гармоническую последовательность. Может, тот факт, что фирма Steinberg теперь принадлежит компании Yamaha, поможет им создать первый виртуальный музыкальный коллектив, придумывающий и тут же исполняющий собственные партии на заданную автором музыкальную тему...

Отдельно стоит сказать про синтез вокала. Странно, что пока не появилось ни достойных альтернатив программе Vocaloid, ни примеров ее успешного использования за пределами Японии. Вряд ли это связано с какими-то технологическими ограничениями, скорее всего, дело в психологии. Понятно, что живой голос не заменишь, но он не всегда нужен, живой-то... Возможно, что японцы, как самая технологически продвинутая нация, показывают нам контуры будущего на своем примере.

Чего не произошло за эти годы, так это появления принципиально новых способов музыкального исполнения. Электрогитара, изначально бывшая просто более громкой акустической гитарой, породила и новые звучания, и новые способы исполнения. Синтезаторы, ведущие свое начало от лабораторных приборов, обогатили музыку уникальными звуками, не встречающимися в природе. Даже семплеры, чье изначальное предназначение состояло в имитации других инструментов, создали, например, такой неотъемлемый элемент современной музыки, как лупы. Виртуальные технологии пока ничего столь же кардинального не породили. Да, звуковая палитра значительно расширилась, многие процессы упростились, были реализованы функции, которые невозможно (или очень сложно) сделать посредством аппаратных устройств, но принципиально новых способов создания музыки пока не появилось.

Подводя итоги, можно сказать, что для современных музыкальных инструментов и профессионального звукового оборудования это были интересные двадцать лет: плодотворные, разнообразные и непредсказуемые. Посмотрим, что будет дальше.

Модели: 
Mackie 8-Bus 16-8
Модели: 
Mackie 8-Bus 24-8
Модели: 
Mackie 8-Bus 32-8
Модели: 
Clavia Nord Lead
Модели: 
Apogee AD1000
Модели: 
Propellerhead ReBirth RB338
Модели: 
NemeSys GigaSampler
Модели: 
Line 6 POD 2.0
Модели: 
Lexicon MPX500
Модели: 
Ableton Live Standard
Модели: 
Native Instruments Kontakt
Модели: 
Yamaha Vocaloid Editor
Модели: 
E-mu 0404
Модели: 
E-mu 1212M
Модели: 
E-mu 1820
Модели: 
E-mu 1820M
Модели: 
Access Virus Ti Keyboard
Модели: 
TC Electronic Konnekt 8
Модели: 
Celemony Melodyne Editor
Модели: 
API 500-6B Lunchbox
Модели: 
TC Electronic PolyTune
Модели: 
Universal Audio Apollo Duo
Модели: 
Universal Audio Apollo Quad
Модели: 
Korg Volca Bass
Модели: 
Korg Volca Beats
Модели: 
Korg Volca Keys
Модели: 
Roland System-1
Модели: 
Roland TR8
Модели: 
Roland TB3
Модели: 
Roland VT3
0
Ваша: нет

Реклама

Рейтинг@Mail.ru